От автора и продюсеров сериала«Остановка по требованию» ПЯТЫЙ УГОЛ |
Дан многоугольник. Его вершины - Чагин, Пестров, Суворов и Лика. Они учились вместе в институте. Жили в большом провинциальном городе, о котором позже, лет через двадцать, Лика скажет: глубь России, глубже не бывает. Лика - она была прекрасна, она была нежна, ее обожали однокурсники, ей завидовали сверстницы, она была влюблена в Пестрова, а он в нее, но как-то испугалась Лика всей этой его любви земной и вышла замуж за Суворова, который тоже за ней увивался. Пестров с тех пор ненавидит Суворова, потому что тот украл у него счастье. Прошли годы, но все участники психодрамы на месте. Никто из родного города не уехал, времени тоже никто не терял. Чагин - творец, писатель, правда, не очень удачлив в творчестве, зато любим женщинами. Суворов сделал карьеру местного оппозиционного журналиста и даже принимает участие в избирательных кампаниях, ведь каждый мужчина в определенном возрасте начинает беспокоиться насчет своего часа, когда можно будет и ему по главной улице да с оркестром. Пестров чиновничает в гороно, а по вечерам - на извозе, потому что добытчик, хороший мужик, орел, как говорила одна актриса в одном фильме. У него теперь семья и взрослая прелестная дочь.
Она и стала пятым углом в многоугольнике. Очень острым. Никто ж не думал, что эта умница-студентка-красавица такую свинью в семью подложит. Возьмет да увлечется Суворовым - и теперь все ждет: позвони мне, дескать, позвони. Отец в гневе: мало Суворову Лики! «Убью», - говорит. Так прямо и говорит: «Убью». Горячее сердце, переживает за родную-то кровь. Но, брутально пообещав порешить в случае чего, Пестров затосковал, вспомнил про Лику. А Лика как раз одна. Чертов Суворов, этакий механик Гаврилов, ее покинул, снова женился, на дочку Пестрова глаз положил, но Лику ревнует. А как ее не ревновать - ей сорок три, она свой возраст не скрывает, но «глядит молодее». Это так ее новый жених сказал - он скучноватый и из Швеции, прямо как в фильме про интердевочку. Но от Лики без ума, она ведь русская, настоящая, женственная, феминизмом не инфицированная. Словом, сладкая. Да, пытается устроить свою жизнь, даже обращается в брачное агентство: одинокая, знаете ли, желает познакомиться... Нет, она вполне продвинутая, многие даже сказали бы: странная. Она ведь понимает, что если ты не замужем, это еще не диагноз. Но ведь все женщины в вечном поиске этого... как его... ну, милого, дорогого, там, любимого, единственного... Так она и сына воспитывала -чтоб был настоящим мужчиной, женщинам опорой и надеждой. Сын теперь вырос и вот появилась у него какая-то, умница-студентка-красавица. Короче, углов здесь явно больше, чем пять. Но называется сериал про большую провинциальную семью именно так: «Пятый угол». Ставит его Сергей Газаров по сценарию Алексея Слаповского. Кто, как не саратовец Слаповский знает посконную нестоличную реальность? То-то. Да и Газаров - он такой, какой нужен подобного рода истории, истории с настоящими страстями и бесконечными отношениями, дружбой и ненавистью, которые сквозь годы проносят. Она только на первый взгляд сложная, а на самом деле - про старое-но-главное, то есть типичная наша простая история. Газаров - он со страстью, он с размахом, он цельная личность и конкретная. Он ставил «Ревизора», он владеет трактиром «Хлестаков», но здесь - никакой хлестаковщины. Все хоть и масштабно, но с почтением к нынешним реалиям. Будет, например, избирательная кампания одного национал-патриота, и этого национал-патриота сам Газаров и сыграет: тут нужен настоящий размах, чтобы Вольфовича из русской глубинки изобразить. Одного жаль. Ох, жаль той Атлантиды сладостно простых смыслов, которая ушла в глубь исторического слоя вместе с советским кино. О ней родимой явно намерены напомнить Слаповский с Газаровым, люди, которые знают, что любить по-русски - уже судьба. Об этом они и сочиняют свой провинциально-семейный роман в десяти сериях. Вот чем хорош наш, российской выделки сериал: он никогда не зацикливается на событиях, он тонко, деликатно, вежливо занят по преимуществу отношениями. Вот она, тонкая чувствительная натура. Всегда по-старому, всегда о главном. Поэтому и актеры у нас в сериалах даже и не совсем актеры, а какие-то чудесные установки для больших русских переживаний и воспоминаний о великом кинопрошлом. Увидите лица в «Пятом углу» и сами убедитесь. Вера Сотникова, которая Лика, - Вия Артмане нового поколения. Игорь Золотовицкий, тот, что Чагин, - уверяю вас, реинкарнация Георгия Буркова. Егор Бероев, сын Лики и Суворова, - ни дать ни взять, молодой Алексей Баталов. Авангард Леонтьев, прибывший женихом из Швеции, явно вдохновлен Норбер-том Кухинке - датским профессором Хансеном из «Осеннего марафона». Андрей Панин, правда, тут не богатырь экрана. «24 часа» были сроком, срок истек, и вот он - нервный интеллигент, рефлексирующий почем зря. Таких было в нашем кино предостаточно, а вот Александр Феклистов, тамошний Суворов, ни на кого из золотого запаса не похож. Но ведь и не было журналистов, которые бы вот так, запросто, принимали участие в избирательных кампаниях. А герой Феклистова и на национал-патриота работает, и о немалых гонорарах разговор поддерживает, и даже на бронетранспортере ездит, клиента промоутируя. Вынесет ли Боливар старых-главных ценностей галоп новых времен? - вот вопрос, который нас в преддверии «Пятого угла» мучает. Но это и хорошо, что мучает. Возникает дополнительная интрига: а выдержат ли Газаров со Слаповским испытание верностью? Виктория БЕЛОПОЛЬСКАЯ |