Мечтать не вредно |
Маленькой девочкой она с удовольствием, без долгих уговоров, каждую ночь закрывала глазки и отправлялась в волшебную страну фантазий, где, конечно же, была королевой. Жила в огромном замке, по которому бродили величественные павлины, грациозные охотничьи собаки; наряжалась в роскошные атласные платья с кринолинами, кружевами и постоянно крутила романы с неотразимыми рыцарями. Безудержно влюблялась, кружа головы. Потом фантазерка выросла и превратилась в известную актрису Веру Сотникову. Удивительное дело, но все ее детские мечты как-то спроецировались на взрослой жизни. С некоторыми погрешностями, разумеется, но все же... Следовательно, о чем говорить с Прекрасной Дамой? Естественно, о любви.
- Вера Михайловна, признайтесь: хотелось воплотить сказочный сценарий? - Конечно. Я была таким творческим ребенком, обожала сказки. Особенно почему-то про горшок манной каши: заставляла маму по нескольку раз вслух мне перечитывать. Еще устраивала кукольный театр, где девочками у меня были куклы, а так как кукол-мальчиков в то время не делали, их роль выполняли плюшевые медведи. У всех игрушек помимо имен были обязательно фамилии, медицинские карты, дневники, и все активно занимались спортом, прыжками в воду, как и я. Но на самом деле, с высоты сегодняшнего дня, могу сказать, что все эти наши детские желания и мечты очень мешают потом. Надо все-таки более реально относиться к жизни. - У вас получается? - Ну, во мне уживаются два полярных существа: практичная Крыска и чувствительный Рак. - В программе Оксаны Пушкиной "Женские истории" вы сказали, что еще в подростковом возрасте решили, что не имеете права не быть счастливой... - У меня действительно есть такая серьезная любовь к жизни — я ее ценю по-настоящему. Мы недавно отдыхали с друзьями на Ямайке — они могли часами не выходить из номера, смотреть телевизор. Я удивлялась: как можно так скучно проводить время?! Ведь эти часы, минуты, секунды больше не повторятся никогда. И если буквально осознаешь скоротечность этого процесса, понимаешь, что должна как можно больше кайфа получить в этой жизни, потому что слезы, горести и трагедии придут сами. Вот почему мы должны, следуя учениям мудрецов с Тибета, ценить каждый миг, открыто относиться к людям и культивировать положительные эмоции. - То есть каждый день проводить с удовольствием? - Именно. Но это ежедневный тренинг — открыть утром окно и сказать: "Здравствуй, Москва!" Это нужно сделать уж точно до просмотра новостей CNN... - И где же вы открываете это окно? - На Смоленском бульваре. У меня окна выходят во двор, и Садового кольца практически не слышно. Красота: тишина, птицы поют... - Вы производите впечатление сильной. - Обманчивое. Но я не люблю, когда мной помыкают, запрещают думать и чувствовать, что я хочу. Не верю, что люди, даже долгое время живущие вместе, до конца знают друг друга. Всегда существует что-то личное. Тайна — она-то и притягивает. - Часто плачете? - Да. Самое смешное, что даже когда исследовала подводные глубины на Карибах и увидела это совершенство — чуть не брызнули слезы из глаз, но я представила себя со стороны: в маске, с аквалангом, плачущей... — и делать этого не стала. - Верите в судьбу или в собственные возможности? - Кто-то сверху нами управляет, но и мы порой что-то сами решаем. Понятно, что нужно действовать. Но если что-то не получается - подождать и прислушаться к своей интуиции. - А тяжкий грех — уныние — вам знаком? - Раньше захватывали страшные депрессии, но я из них выходила самостоятельно или с помощью подруг. - То есть подруги не предавали? - Никогда. И мужчин не уводили. Да и вообще чувство ревности мне незнакомо: пусть попробуют найти такую, как я!.. - Как думаете, жизнь без любви может считаться полноценной? - Может, но не у меня. - Бытует мнение, что никогда нельзя к кому-либо сильно привязываться, потом легче расстаться. Согласны? - Нет, сходиться надо окончательно и бесповоротно. Оно уже там само собой развалится: нитки сгниют, полотно порвется... Но я, безусловно, всегда надеюсь на то (вздыхает), что вот он, который рядом, — главная любовь в жизни, и что даже умрем вместе. - В сериале «Пятый угол» героиня, которую вы играете, — полная ваша противоположность: женщина с не слишком удачной личной жизнью, ищущая себе пару по объявлению... - Действительно, объявление никогда не напишу. - А вы проявляли когда-нибудь активность в отношениях? - Было дело. В этом смысле я эмансипированная особа, способная сделать первый шаг. И вообще, почему они должны выбирать, с какой стати?! - А женатые мужчины для вас— табу? - Скорее да, чем нет. Мне не нужно, чтобы ради меня от кого-то убегали. Во-первых, хочу быть единственной, а во-вторых, очень люблю женщин и не хочу им делать больно. Ни одной из них: ни старой, ни молодой, ни толстой, ни худой. Семьей надо дорожить. Даже когда страсть уходит, остаются ведь любовь, уважение, чувство опоры, родного плеча. И не стоит становиться разрушительницей и разбиваться самой. - Раз уж мы заговорили о разрывах, скажите: с Кузьминым вы расстались друзьями? - Ну, не врагами — это точно. - И вы его поздравили со свадьбой? - Нет, мы сейчас не общаемся. Мне кажется, ему очень больно со мной разговаривать. - Потому что ушли вы? - Получается так. И как-то потом мы с ним встретились, обсуждали какие-то деловые вопросы, но я видела, что ему не по себе. - Кстати, по поводу деловых вопросов: вы были режиссером клипов Кузьмина, потому что считали, что, раз вы его очень хорошо знаете, лучше вас никто не снимет, или по иной причине? - Я постоянно предлагала взять другого режиссера, но он хотел работать со мной. Кстати, видела клипы, которые он сделал без меня, — из него там ничего не вытащили как из актера. А я его вполне устраивала и как партнерша, и как гримерша. Зная недостатки, их убирала. Так что в моих клипах он все-таки довольно симпатично выглядит. - Отчего не стали практиковаться дальше, раз чувствовали в себе режиссерское начало? - Во-первых, не хватает времени, а во-вторых, желания: надо просто завестись. К тому же не зря говорят: режиссер — мужская профессия. Неиссякаемая энергия должна бурлить не прекращая, невзирая на перманентные провалы по всяким административным вопросам; нельзя поддаваться на уговоры — необходимо обладать своим видением, настаивать на нем. И эта сила не имеет права истощаться. А я после съемок три дня лежала в кровати — до того была вымотана. - Вас коснулся кризис среднего возраста? - Пока не замечаю (стучит по дереву). - Чем занят ваш сын? - Ян в основном лоботрясничает. Правда, учится в институте Натальи Нестеровой на факультете режиссуры, кино, телевидения и рекламы. Но я представляю себе человека этой специальности глубоко, всесторонне образованным — плюс талантливым несомненно. Здесь с кондачка не возьмешь... И поэтому сейчас он занимается с преподавателями индивидуально. - Сами вы окончили Школу-студию при МХАТе, мастерскую Ефремова, Каким преподавателем он был? - Помню, как Олег Николаевич ходил по коридорам: высокий, красивый, в кожаном пиджаке, с сигаретой во рту... Не поддаться его очарованию было невозможно. - Для женщин он был неотразим? - Естественно. Я и влюбилась. А как он говорил, когда был в хорошем настроении, какие у него были глаза!.. Это как раз тот случай, когда можно было попасть под огонь и остаться безмолвной. - Он ответил вам взаимностью? Вы стали его любимой ученицей? - Это он стал моим любимым учителем. - В чем же выражалось ваше чувство? - В зажиме, который я ощущала, когда он приходил на прогоны, репетиции. Без него играю прекрасно, но стоит ему появиться в дверях, как у меня ничего не получается. Это было ужасно. - Он ругался? - Нет. Все же. наверное, чувствовал. Да и другие видели. На самом деле влюбленность в мастера — не такая уж редкая вещь. Да и если учитель по-настоящему талантлив, тем более в творческом вузе, то половину девчонок с курса каждый год себя влюбляет. - Миша Ефремов похож на отца? - Внешне — очень. Но у Олега Николаевича был внутренний несгибаемый стержень. - Вера Михайловна, вы потрясающе выглядите, поэтому не могу не задать банальнейшего вопроса: что вы с собой для этого делаете? - Скучно говорить на эту тему. Для меня это дурная работа, которая совершенно не зажигает. Я. конечно, себя не забрасываю и периодически поддерживаю форму: массаж, фитнес, беговые дорожки и так далее. Но это время от времени. А ежедневно: глиняная маска на лицо и самое страшное испытание — диета. Но все это — не панацея для эффектной внешности: крайне важен свет, исходящий изнутри. - Что и где сейчас играете? - Во МХАТе — Машу в "Трех сестрах", Елену Андреевну в "Дяде Ване", Исмену в "Антигоне"; в Театре Луны — госпожу Тучкову в "Путешествии дилетантов"; в антрепризе — Анку-пулеметчицу в спектакле "Чапаев и пустота" и Еву в "Адаме и Еве". Еще готовлю две роли в кино, но боюсь сглазить и не буду пока их называть. По-серьезному — действительно еще не сыграно очень многое. - Случалось ли вам силой одной лишь мысли притянуть желаемое? - Такое явление существует—не зря же говорят: надо намечтать. Это когда зародившуюся идею ты представляешь воочию, поселяешь в голове, подпускаешь ближе к сердцу... В этой связи очень показателен пример моей подруги — на листе бумаги она нарисовала большой дом, повесила на стену и сказала дочке: "Мы будем подходить к этой картинке и повторять одну фразу: "Хочу жить на Николиной Горе!" И что вы думаете?! Ровно через два месяца у нее появился человек, который жил на Николиной Горе... - Фантастика! А ваши желания сбываются? - У меня множество желаний, на которые я зачастую не успеваю даже фокус навести. Но вот спектакль "Адам и Ева", по Миллеру, я задумала давно и много приложила усилий для осуществления проекта. Выступала главным двигателем: искала инвесторов, команду, убеждала. Но поначалу никто к этому не относился серьезно: неизвестная пьеса 1977 года, Артур Миллер — чрезвычайно социален, плюс герои голые... Многих артистов и режиссеров отпугивало это обстоятельство. Но я придумала бежевые дутые костюмы, очень приближенные к реальности, — настолько, что, когда я впервые в костюме Евы вышла на сцену, партнеры засмущались. К счастью, в итоге все сложилось удачно. На сегодняшний день мы имеем замечательный состав, роскошные декорации, как у стационарного театра, и прекрасную пьесу с очень серьезными философскими вопросами: к примеру, почему Он посадил дерево, повесил яблоки, а есть их не разрешил? И почему Он дает нам такой красивый мир, чтобы потом все равно забрать?.. - Боитесь смерти? - Не хочу. В юности было страшно примириться с этой мыслью. Полагаю, самый глубокий рубец на сердце остается, когда ребенку впервые приходит осознание конечности своего бытия. Помню, возмущалась: как же так, я умру, а все равно день начнется и будет "Пионерская зорька"!!! - Вера Михайловна, как-то хочется снова поговорить о любви. Где и при каких обстоятельствах вы пересеклись с продюсером Ренатом Давлетьяровым? - Не люблю афишировать личную жизнь. Если много рассказывать об отношениях, они растаскиваются чужими людьми. Существуют вещи, о которых не хочется распространяться. Скупо это выглядит так: вместе мы два года, познакомились в Доме кино на фестивале "Святая Анна" (мини-конкурс для молодых начинающих режиссеров ВГИКа). - Он дает вам ощущение спокойствия и надежности? - Надежности — может быть, но только никак не спокойствия. С ним не соскучишься. Безудержная лавина, от которой зачастую приходится обороняться, ставя щиты, чтобы не повредить вдруг то состояние нирваны, в котором я иногда пребываю. - Тонкокожая натура? - Я тут на Ямайке увидела настоящее чудо — мимозу, лепестки которой, стоит до них дотронуться, мгновенно закрываются: до того нежный цветок. Как в сказке. И Ренат мне сказал: "Вот, наконец-то я понял, кто ты, —ты мимоза". Елена ГРИБКОВА |