Хочу, чтобы день начинался любовью и также заканчивался |
Спектакли с участием Веры Сотниковой в постановке известных режиссеров Романа Виктюка, Олега Ефремова, Алексея Кирющенко, Андрея Житинкина, Валерия Беляковича знают, помнят и любят театралы. Фильмы, в которых она снималась, – такие, как «Государственная граница», «Десять лет без права переписки», «Роман императора», «Гу-га», «Захочу – полюблю», «Танго любви», «Воскресенье в женской бане» и другие – хорошо известны любителям кино. Новое тысячелетие принесло актрисе новые удачи и оказалось щедрым на роли. Она снялась в телесериалах «Пятый угол», «Любоff», «Любительница частного сыска Даша Васильева». В числе ее последних работ – главные роли в сериалах «Управа», «Откройте, милиция».
Вера Сотникова не избалована наградами и призами. Уверена, что все это у нее еще впереди. Правда, на кинофестивале в Салониках в 1992 году она стала лауреатом и получила приз «За лучшую женскую роль второго плана» в фильме «Байрон, или Баллада о Демоне», где она сыграла сестру знаменитого поэта. Актриса известна своими романами, о которых вспоминает и говорит по-доброму, смешно, с улыбкой: «Я запоминаю только положительные моменты своей жизни». Самые большие пересуды вызвал ее роман с Владимиром Кузьминым, в гражданском браке с которым Сотникова прожила семь лет. «У нас на протяжении этого времени была интересная жизнь, наполненная любовью и творчеством», – вспоминает в одном из своих интервью Вера Михайловна. В это время, а пришлось оно на непростые 90-е годы, Сотникова проявилась во всех ипостасях. Как режиссер и сценарист сняла пять клипов для Кузьмина, приступила к съемкам фильма о Марине Цветаевой. Но когда отношения со знаменитым рокером зашли в тупик, они расстались. Затем у актрисы был бурный роман с продюсером Ренатом Давлетьяровым. Помнится, что я, как яростная, восторженная поклонница таланта Веры Михайловны, от души порадовалась за судьбу любимой актрисы. В итоге их любви на свет появился замечательный проект – спектакль «Адам и Ева» по Артуру Миллеру, где актриса исполнила главную роль. Но и эта любовь закончилась расставанием. В последние годы пресса писала о романе Веры Сотниковой и молодого актера, работавшего с ней в спектакле Романа Виктюка «Сергей и Айседора». Вера Сотникова – Айседора, актер Дима – Есенин. Два года они прожили в дружбе, нежности и любви, а потом Вера Михайловна опомнилась и не стала, по ее словам, дожидаться конца любовной истории и разочарований. Сегодня, когда ее спрашивают, есть ли в ее жизни любовь, она отвечает, что есть. При этом более всего ценит любовь к свободе. «Независимость существует на всякий случай, чтобы можно было уйти, когда чувство себя изжило и оставить шанс для настоящего счастья. Главное, я не ожесточаюсь», – признается актриса. В ответ на вопрос, кого бы она выделила из плеяды актеров, сказала: «Люблю гениальную Марину Неелову. Не понимаю, как она творит, как устроено ее нутро, как она работает, как она все это делает на сцене! Люблю Мэрил Стрип и точно понимаю ее творческий процесс. Мне кажется, главное в актерской работе – не показать, а прочувствовать образ своей героини». – Вера, есть роль, о которой вы мечтаете? – Медея. – Вы прекрасно выглядите. Что помогает вам держать себя в хорошей форме? – Любовь. Только любовь может нас заставить жить, играть, успешно работать и прекрасно выглядеть. – Работа на телевидении доставляет вам удовольствие? – Вы говорите о «Клубе бывших жен»? А я ведь там не просто ведущая. Я выступаю в роли психолога, сочувствующего человека и плачу вместе с героинями над их историями. После передачи они уходят, им становится легче. А у нас, ведущих, колотятся сердца, и кажется, исчерпаны все душевные силы. – Почему именно вас пригласили в передачу «Клуб бывших жен»? – Я не знаю. Ну, во-первых, я разведена, это было главным условием. Затем прошла кастинг. Мы, будучи претендентками на роль ведущих, рассказывали свои жизненные истории. А потом нас утверждали. Словом, все как в кино. По-моему, у нас была хорошая четверка. – Вы использовали судьбы девушек из «Клуба бывших жен» в своей профессии? – У меня своя судьба ой-ей-ей… – Кто ваш любимый кинорежиссер? – Валерий Тодоровский. – Ваше отношение к ненормативной лексике в кино и на сцене театра? – Конечно, искусство – это отражение реальной действительности, но все-таки жизнь и искусство, по выражению одного писателя, соотносятся друг с другом как вино и виноград. Мат в искусстве – это безобразие, это неправильно, этого делать не нужно ни в коем случае, ведь педагогическую, воспитательную функцию искусства никто не отменял. – Вы верите в совпадения? – Верю, потому что – Вера. Представляете, когда мне исполнилось 17 лет, это было 19 июля, я узнала, что зачислена во МХАТ. Замужем была один раз, брак длился ровно один год (смеется). Ну, а дальше перечислять не буду. Верю, и все. – Ваш сын Ян радует вас? – Очень. Я счастлива и скоро буду бабушкой. – Цель вашей жизни помимо искусства? – Жить, жить сейчас, а не потом. Наконец, учиться жить достойно. Не говорить себе: вот ремонт сделаю, а потом уже… Или: вот сыграю премьеру, съезжу на гастроли, а потом начну жить, вот это куплю, а потом…! Уметь наводить фокус на день, на солнце, радоваться жизни. Помните у Пушкина: «Летят за днями дни, и каждый час уносит – частичку бытия, а мы с тобой вдвоем предполагаем жить, и глядь – как раз умрем». – Как вы переживаете огорчения, неприятности? Что помогает вам справиться с этим? – Я поняла, что главное в жизни утешение, главный секрет против бед – это время, любовь и дети. В одном из интервью я говорила, что хочу, чтобы мой день начинался и заканчивался и любовью. И это правда, любовь – лучшее лекарство. Хорошо бы еще научиться управлять своими мыслями. Когда происходит что-то ужасное, когда мне плохо – учусь держаться. Век живу, век учусь. Идет постоянный тренинг – работаю над собой, управляю своими мыслями, эмоциями. А мысли ведь приходят разные. Не понравилась какая-то из них – мы можем открыть форточку и выкинуть ее на улицу. А можно поступить иначе и сначала подумать: а что хорошего, созидательного и позитивного она нам принесет, и что будет, если ее вытряхнуть в окошко... Да ничего не будет! Помните, как говорила Скарлетт О Хара: «Я подумаю об этом завтра». Недаром ей в Америке памятник поставили. Уметь управлять собой, управлять своей жизнью – это так важно. Мне казалось, что я научилась этому, ан нет. Все стараюсь делать правильно: плохие мысли отпускаю, хорошие призываю. Не всегда получается, порой лечу в штопор, вою, как волк. Сестра родная совсем недавно умерла (плачет). Вот, вот, говорю вам, поучаю, а с горем справиться не могу. Знаю, что время лечит, а когда оно придет это время? Мудрость человеческая в том и заключается, что мы понимаем, что мы бессмертны, но как совладать с потерей близких? Но вот живу, приехала на фестиваль. Мне предложили сегодня: «Давайте с журналистами встретимся, поговорим». А я ничего не хочу, но ведь вот я здесь, говорю с вами. Бороться с чувствами трудно: кто-то справляется, а кто-то не выдерживает. Счастливое в жизни я культивирую, холю, лелею, умножаю на двадцать, запоминаю счастливые моменты, а когда что-то не так, достаю из памяти и говорю себе: «Ну, вот было же счастье: пригласили в кино, в театре у Олега Ефремова играла». Что-то вы меня не спрашиваете, где удачнее сложилась у меня творческая судьба – в кино или театре? Я вам сама скажу. Когда я оканчивала институт, все говорили, что у меня большое будущее в кино, а в итоге получился театр. И я сыграла все лучшие, все гениальные роли, о которых мечтает любая актриса. Ну, сами посудите. В театре у Олега Ефремова, это режиссер-глыба, я сыграла Машу в «Трех сестрах» и Елену Андреевну в «Дяде Ване» по Чехову. Двадцать лет играла Маргариту в «Мастере и Маргарите» по Булгакову. Я знаю, что я красивая, я создана для этой роли (смеется). Я не удовлетворена одноименным фильмом. В кино я могу больше. – А вы не побоялись играть Маргариту? – Боятся, как правило, играть Воланда, а у меня роль трусливой женщины. Литература литературой, а давайте реально смотреть на вещи. Живет женщина с мужем и еще с другим мужчиной. Получается, живет с двумя. Я играю женщину, которая любит, но боится мужу признаться. Это предательство. Вот и получила в результате по заслугам. Не долюбила. – Не стали ли вы злой от неудач и жизненных проблем? – Мне хватает собственной доброты для того, чтобы не обозлиться. Не подумайте, и не выясняю отношений. Для меня человека, который причинил боль, просто нет. Он будет век ко мне пробиваться, но я не затрачу на него ни одной минуточки. – Как вы себя чувствуете на нашем кинофестивале? – Очень хорошо, как будто бы к родственникам приехала. |